Британские автографы

В Петербург англичан привел Петр Великий. И с тех пор британцы оставили в городе столько своих «автографов», что сотри их — и на карте Петербурга образуются «белые пятна». «МК» в Питере» выяснил, где именно.


В «петербургской Бастилии»

Роберт Брюс, потомок королей Шотландии и Ирландии, был первым губернатором Петербурга и обер-комендантом Петропавловской крепости, «завербованный» Петром Великим. Известен он не только тем, что сам руководил строительством «петербургской Бастилии», но и тем, что впервые ввел традицию открытия навигации на Неве. Да и флотоводческому делу русских моряков обучали не кто-нибудь, а британцы. Для организации Школы математических и навигацких наук — первого военно-морского училища — из Британии были приглашены Эндрю Фарварсон (по-русски — просто Андрей Данилович), Стефан Гвин и Ричард Грейс. Математик Фарварсон составил первые в России таблицы логарифмов и синусов, преподавал астрономию, Гвин и Грейс обучали «навигацким наукам».

На набережной Мойки

Именно здесь, на Мойке, располагался знаменитый Английский клуб — место, которое предпочитала элита петербургского общества. Среди аристократов считалось «совершенно неучтивым» не посещать несравненное аглицкое собрание и одновременно один из самых крупных (хотя и неофициальных) игорных домов Петербурга. Здесь узнавали последние новости, здесь создавался «хороший тон» — прославленный историк и писатель Николай Карамзин даже отмечал, что «надобно ехать в Английский клуб, чтобы узнать общее мнение». А Некрасов писал о любезном сердцу всякого русского аристократа заведении: «Все, кем славилась наша столица, здесь бывали; куда ни взгляни».

На Невском проспекте

Дом 13 на углу Невского и Мойки — тот, где нынче книжный магазин, — нам больше известен как дом купцов Чаплиных. Но в начале XIX века он был знаком петербуржцам под именем «Английский магазин разных вещей», который торговал импортными предметами роскоши. Паломничество за ними не прекращало все светское общество Петербурга. Кстати, Пушкин имел здесь неограниченный кредит, и после его смерти опекунам пришлось заплатить магазину долг в сумме более 2 тысяч рублей!

В Исаакии и на Неве

Англичане приложили свои руки к строительству собора с библейским именем следующим образом. Британец Чарльз Берд, прибывший в Россию по приглашению самой императрицы Екатерины, возвел на территории между Галерной верфью и Новым Адмиралтейством металлургический завод. В 1815 году предприимчивый англичанин построил на реке Пряжке первый в России пароход «Елизавета». После этого он получил привилегию на строительство и эксплуатацию всего парового флота России. Кроме того, именно на заводе Берда были выполнены уникальные перекрытия Исаакиевского собора.

На Английской набережной

Английская набережная изначально звалась Нижней, позже — Галерной. А свое английское название она получила в середине XVIII века, с появлением здесь домов английских купцов. Английская набережная как магнитом притягивала русских аристократов, заболевших англоманией, и очень скоро они вытеснили отсюда хирургов, купцов и механиков. Примечательная особенность набережной — отсутствие подворотен: въезжали сюда с «задней», Галерной улицы, где находились конюшни, сараи и другие служебные помещения. Английская набережная, по сути, была парадным фасадом Северной столицы — прибывающие в Петербург морем сначала видели вдалеке вырастающие из воды шпили и купола, а потом перед ними проступала Английская набережная. Здесь располагались 14 дворцов и особняков (каменные здания существуют и сейчас, только достроенные и перестроенные) и лишь один доходный дом (№ 58). В доме № 56 — центр петербургской английской колонии, Англиканская церковь. Рядом, на Галерной улице, был английский театр, в котором играли артисты из Лондона.

В Эрмитаже

В 1778 году Екатерина II совершила потрясающую по значимости для России сделку, приобретя коллекцию англичанина Роберта Уолпола. За 204 полотнами работы Рембрандта, Рубенса, Ван Дейка, Карло Маратти был отряжен специальный корабль. Английские газеты писали: «Отправка картин в Россию — один из самых ярких примеров возвышения нашего северного союзника. О богатстве нации судят по количеству произведений искусства, которыми она обладает». А сейчас без этой коллекции невозможно представить эрмитажное собрание.

В Петергофе и Пушкине

Одним из любимых архитекторов Екатерины II был Чарльз Камерон. В Царском Селе он устроил действующую модель римских терм, выстроил утверждающие античные идеалы: Агатовые комнаты Царскосельского дворца, Висячий сад, Камеронову галерею. Он же был архитектором дворца наследника престола в Павловске. Екатерина восторгалась английским парковым искусством. «Автором» первого пейзажного парка в Петергофе — Английского — тоже, естественно, был британец — садовый мастер Джемс Медерс.

На плече петербуржца

По приказу Екатерины II специально приглашенный из Британии доктор Димсдейл взял оспу от больного русского отрока Маркова и привил ее монархине. С тех пор в России более двухсот лет каждый человек в детстве получал оспину на предплечье (с 1980 года такие прививки не делают — ВОЗ объявила, что вируса оспы в природе больше не существует).

Тина Троянская

МК-Факты

Бармалей — англичанин!

— Первый корабль с английскими купцами прибыл в Петербург в 1704 году. Его провел по фарватеру Невы сам Петр I, переодетый лоцманом.

— Корней Чуковский, пораженный экзотическим названием улицы на Петроградской стороне — Бармалеевой, имя своего сказочного злодея произвел от этого названия. На самом деле улица была названа по фамилии некоего переселенца из Англии Бромлея Бромлеевой, но это название трансформировалось в Бармалееву. А еще в Питере есть Лештуков переулок(Джамбула) и мост, названный именем известнейшего лейб-медика Лестока, коему на левом берегу Фонтанки был пожалован земельный участок.

— Именно благодаря британцам русское дворянство познакомилось с несколькими видами спорта — от охоты на лис до хоккея на траве.

МК-Байка

Большое видится на расстоянии

В ХIХ веке некий богатый англичанин, наслышанный о красоте Петербурга, на склоне лет заявил, что ему совершенно необходимо побывать в России и увидеть ограду Летнего сада и стрелку Васильевского острова. В пору белых ночей его яхта вошла в Неву и бросила якорь напротив Летнего сада. Изумленный и очарованный сказочной красотой северных шедевров, престарелый британец отказался сойти на берег, заявив, что в этом нет никакого смысла, так как более прекрасного он уже не сможет увидеть. После этого яхта снялась с якоря и взяла курс на Англию.


mk-piter.ru

Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.