Новые поправки губернатора Беглова создают угрозу для бюджета Петербурга

Новые поправки губернатора Беглова создают угрозу для бюджета Петербурга

Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов предлагает почти в два раза увеличить дефицит бюджета города на следующий год, в том числе за счет совместных государственно-частных проектов. Однако закрытость концессионных соглашений и невозможность парламентского и общественного контроля за их исполнением могут создать условия для незаконного обогащения отдельных бизнесменов за счет городской казны.

На прошлой неделе, 3 ноября, губернатор Беглов внес поправки в проект городского бюджета на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, согласно которым дефицит бюджета будет увеличен с 43,8 миллиарда рублей почти до 81 млрд. Как уточнили в пресс-службе городской администрации, с учетом поправки главы региона доходы в 2022 году составят 890,8 млрд рублей, расходы – 971,5 млрд, а дефицит - 80,7 млрд рублей.

В случае принятия бюджета депутатами Законодательного собрания во втором чтении с этими изменениями, дополнительно будет направлено 1,9 млрд рублей на ремонт и оснащение стадионов при образовательных учреждениях, 3 млрд рублей – «Фонду капитального ремонта», 7,4 млрд рублей – на развитие особой экономической зоны «Санкт-Петербург», 10,5 млрд рублей – на капитальный ремонт и приобретение оборудования для учреждений социальной сферы, 12 млрд рублей – на оказание мер социальной поддержки, 12,2 млрд рублей – на приобретение подвижного состава для электротранспорта и метрополитена, 14 млрд рублей – на обеспечение общественной безопасности.

Отдельного внимания заслуживает адресная инвестиционная программа, которую планируется увеличить на 68 миллиардов рублей. Из них 45,4 млрд будут дополнительно направлены на строительство метро. После банкротства компании «Метрострой» строительство петербургской подземки перешло совместному предприятию Смольного и ВТБ – АО «Метрострой Северной столицы». Однако зачастую механизм работы компаний с государственным и коммерческим капиталом подвергается критике, в том числе реализация проектов государственно-частного партнерства (ГЧП), которые, как считают в ЗакСе Петербурга, являются не лучшим инструментом госуправления.

Много вопросов, мало ответов

В частности, депутат от «Справедливой России», заместитель председателя Заксобрания Марина Шишкина заявляла, что обсуждение нового проекта бюджета вызвало острую внутрипартийную дискуссию. Особенно остро стоит вопрос государственно-частного партнерства, а именно – непрозрачность заключаемых городом концессионных соглашений. В качестве примера на одном из заседаний городского парламента Шишкина привела трамвай «Чижик», на который из бюджета планируется выделить более 2 млрд рублей. При этом подробности распределения этих средств неизвестны, а итоговые суммы вызывают вопросы.

«Почему трамвай «Чижик», который обслуживает четыре маршрута общей протяженностью 27 километров, получит из бюджета более 2 миллиардов рублей, то есть около 74 миллионов рублей за 1 километр? А ГУП «Горэлектротранс», который обслуживает 37 трамвайных маршрутов и 47 троллейбусных маршрутов протяженностью 980 километров, получит субсидии в районе 12 миллиардов рублей, то есть примерно 12 миллионов рублей за 1 километр? Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских маршрутов более чем в 6 раз?» – заявляла Шишкина.

По словам депутата, такая большая разница в стоимости вызывает недопонимание и сомнения в целесообразности этих затрат. Примечательно, что проверить данную графу бюджета невозможно, так как концессионные соглашения недоступны для ознакомления. Как считает Шишкина, привлечение частных партнеров к городским проектам несомненно играет важную роль в экономическом развитии Северной столицы, но концессии необходимо переводить в более открытый формат.

Тайна концессионных соглашений

Также на непрозрачность концессионных соглашений указывал депутат «Яблока» Борис Вишневский. На заседании ЗакСа 27 октября парламентарий уделил отдельное внимание Западному скоростному диаметру (ЗСД). Недавно проект вышел на самоокупаемость, но, несмотря на это, в проекте городского бюджета предусмотрены выплаты по облигациям, выпущенным для строительства дороги. По словам Вишневского, это означает, что фактически расходы по выплатам остались за принадлежащим городу АО «ЗСД», а доходы получил концессионер – частная компания «Магистраль Северной Столицы» (МСС).

«2,5 миллиарда рублей предлагается выделить на выплаты по облигациям, выпущенным для строительства ЗСД. При этом концессионеры недавно сообщали, что их прибыль превысила гарантированный доход, и только что анонсировано повышение платы за проезд. Почему не за счет прибыли идут выплаты по облигациям? Напомню, что, когда строился ЗСД, предполагалось, что эти выплаты будут за счет платы за проезд. Но затем оказалось, что расходы по выплатам остались за принадлежащим городу АО «ЗСД», а доходы попали к частной компании «Магистраль Северной Столицы». Это ровно то «государственно-частное партнерство», которое так хвалит Комитет финансов, когда расходы государственные, а доходы частные», - подчеркнул Борис Вишневский.

Стоит отметить, что концессионное соглашение, на основании которого город обязан платить по этим облигациям, является коммерческой тайной. На сегодняшний день официально неизвестно, какой именно объем средств прописан в договоре о минимально гарантированной прибыли. По информации ряда источников, эта цифра может превышать сумму в 9 млрд рублей в год, а выплаты из городского бюджета в разные годы составляли от 3,7 до 5,2 млрд.

Сложившаяся с ЗСД и в целом с ГЧП ситуация напомнила Вишневскому «шутку» вице-губернатора Санкт-Петербурга Эдуарда Батанова о том, что соглашения, на основании которых город выделяет бюджетные средства на такого рода проекты, «спрятаны в шкафчике».

«Вот только шкафчик вы заперли, а ключик положили в карман. И не показываете депутатам это соглашение. Мы выделяем миллиарды рублей в бюджете на неизвестном и непроверяемом нами основании. И я категорически не согласен с тем, что горожане фактически дважды платят за ЗСД: когда едут по нему, и когда финансируют из бюджета его строительство», – резюмировал он. 

Аналогичным образом в Петербурге работают соглашения и по ряду других крупных проектов, таких как Широтная магистраль скоростного движения и «СКА Арена». Вопрос их открытости остается актуальным и вызывает интерес у депутатов и СМИ.

За бюджетный счет

Как показывает практика, отдельные поправки в бюджет Санкт-Петербурга носят закрытый и неконтролируемый характер. Помимо изменений, вносимых губернатором, возможность влиять на распределение средств из городской казны имеют и члены Законодательного собрания в рамках так называемой «депутатской поправки», которая стала коррупционным инструментом для обогащения отдельных парламентариев и аффилированных с ними частных предприятий.

Одним из громких скандалов, связанных с распределением средств по «деппоправке», стало задержание депутата Романа Коваля в 2020 году. По версии следствия, с 2018 по 2020 годы парламентарий получил от некоего предпринимателя взятку в размере более 15 миллионов рублей за «правильное» распределение «депутатской поправки». В результате Коваль признал вину и заявил о намерении сотрудничать с правоохранительными органами.

Фактически часть государственных средств в ходе формирования городского бюджета вполне «легальным» способом, в обход общественного и парламентского контроля, может направляться как депутатами Заксобрания, так и представителями Смольного на регулярные перечисления частным компаниям. Инструмент государственно-частного партнерства по сути является эффективным механизмом создания городской инфраструктуры на фоне отсутствия достаточного объема бюджетных средств, но «секретность» таких соглашений и отсутствие информации о получаемой прибыли может превратить ГЧП в очередное средство обогащения конкретных бизнесменов и чиновников за счет городского бюджета по аналогии с коррупционной «депутатской поправкой».


Фото: loon.site

Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.