Княгиня Софья Алексеевна Долгорукaя

ДОЛГОРУКАЯ Софья Алексеевна (25.12.1887-08.12.1949), княгиня - представительница известного в России графского рода, происходящего от Алексея Григорьевича Бобринского, родившегося 11 апреля 1762 года,  как это видно из собственноручного письма Екатерины II от 2 апреля 1781 г., и возведённого в графское Российской Империи достоинство императором Павлом I 12 ноября 1796 г.  По рождению – Бобринская, дочь графа Алексея Александровича Бобринского (1852-1927) – сенатора, обер-гофмейстера, министра Сельского хозяйства, председателя Императорской Археологической комиссии и пр. и Надежды Александровны Половцевой (1865-1920). Изучала в Женском институте медицину, в период 1907-1912 гг. в качестве врача-хирурга много времени проводила в госпиталях. За волонтёрское участие в Сербско-болгарской войне получила награду из рук сербского короля Петра I.


Княгиня Долгорукая на автомобиле "Делоне-Бельвиль" 18 л.с.
Рядом с ней сидит ее муж, князь Сергей Александрович Долгорукий.
1910 год. Киевский автопробег.

Княгиня Долгорукая одна из первых в России женщин-автомобилисток и лётчиц. Увлекалась автомобилями, совершенствовалась в их вождении, была членом Императорского Российского Автомобильного Общества (ИРАО). Софья Алексеевна была единственной женщиной среди 48 участников Киевского автопробега на  Приз Его Императорского Величества Николая II с 16 по 29 июня 1910 года по маршруту Санкт-Петербург - Псков - Витебск - Могилёв - Киев - Гомель -  Рославль - Москва - Тверь - Новгород - Санкт-Петербург протяжённостью 3200 км, причем все время она сама управляла автомобилем «Делоне Бельвиль» 18/19 л.с. (Delaunay-Belleville 18 CV) под стартовым номером 19. Только досадный случай на стоянке в Вышнем Волочке (случайно разбил радиатор въехавший в её автомобиль один из участников), на последнем этапе перед финишем в Санкт-Петербурге, не позволил ей войти в зачётный состав.

Ее брат, граф Г.А. Бобринский, также принимавший участие в пробеге на немецкой машине "Гаггенау" (Gaggenau), благополучно завершил всю дистанцию в 3200 км без штрафных очков и завоевал Первую медаль французского автоклуба.

Aвтомобиль княгини Долгорукой «Делоне-Бельвиль» был зарегистрирован в Санкт-Петербурге вначале под № 456 по адресу – Английская набережная, дом 70 (данные 13.08.1912), а затем под № 752 по адресу - Галерная, дом 73 (01.07.1913).

Делоне-БельвильДелоне-Бельвиль

В начале 1910-х годов Софья Алексеевна увлеклась нарождающейся авиацией, в  1912 г. прошла начальную лётную подготовку в Шартской школе пилотов-авиаторов французского аэроклуба под руководством г-на Блерио (Bleriot) в Париже. Вернувшись в Россию, окончила Высшие женские курсы. Затем поступила в школу пилотов Императорского Российского Аэро-клуба (ИВАК) и в июне 1914 г. получила удостоверение лётчицы (авиатриссы, как иx называли). Её ходатайство о назначении в военную авиацию было отклонено, тогда она yшла на фронт сестрой милосердия в отряд Красного Креста имени Государственной Думы, сначала служила на фронте под Варшавой, затем в Персии в корпусе генерала Н.Н. Баратова, была награждена четырьмя медалями. В начале 1917 года её направили на переподготовку в Гатчину, а затем в  корпусной авиаотряд (26-й КАО). Распад армии лишил её возможности воспользоваться назначением.

Княгиня Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробегаКнягиня Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробега
Княгиня Долгорукая за рулем своего "Делоне-Бельвиль" во время Императорского пробега

1910 года на промежуточном финише в Киеве Вероятно, в 1913 или в 1914 году княгиня развелась со своим мужем. Называлась она тогда графиней Бобринской, но многие её знали по-прежнему, как княгиню Долгорукую, по фамилии первого мужа, князя Долгорукого Сергея Александровича (1872 - 1933) - флигель-адъютанта, полковника Конного лейб-гвардии полка, члена Императорского Яхт-клуба и Императорского Российского Автомобильного Общества, членa многих благотворительных обществ. С 1915 года Свиты Его Императорского Величества генерал-майора, состоявшего при Императрице Марии Фёдоровне, матери Императора Николая II. Уже при Советской власти в Петрограде 12.11.1918 г. графиня Бобринская вышла замуж вторично за князя Петра Петровича Волконского (1872-1957), но вынуждена была уехать за границу. В 1921 г. из Англии съездила в Россию, вызволила там своего мужа из тюрьмы и вместе с ним вернулась в Лондон. Пробовала работать по воспитанию детей и в медицине, но не имела соответствующих документов. В 1926 г. уже во Франции вновь сдала экзамены на право вождения автомобиля и стала работать водителем такси. Муж подрабатывал переводами, работал бухгалтером и клерком, в 1927-1928 гг. работал в Дьеппе (Dieppe) в казино барона Гинзберга, где Софья Алексеевна также подрабатывала гидом-переводчиком. С 1928 г. стала работать секретарем у маркиза Ганея (Ganay). Софья Алексеевна - aвтор книги о Москве, изданной в Париже на русском языке в 1928 г.; публикации «Горе побежденным» (1934, Париж), статей и обзоров в «Возрождении» и «Русской мысли». Во время оккупации Парижа в сентябре 1942 г. посещала дочь (от первого брака) в немецком плену. Умерла во Франции, похоронена на одном из кладбищ Парижа.

Существуют и другие версии биографии княгини Софьи Долгорукой. Некоторые исследователи российской генеалогии утверждают, что первым мужем княгини Софьи Алексеевны был князь Петр Александрович Долгоруков (Долгорукий - Князья Долгорукие и Долгоруковы - древнейшие российские дворянские фамилии, ведущие свою родословную от Великих князей Рюриковичей и князей Оболенских)  (1883 - 1925), чиновник Государственной канцелярии, титулярный советник в должности церемонимейстера Высочашего двора. Все данные говорят о том, что эта версия неверна. А некоторые историки российской авиации утверждают, что во время Гражданской войны княгиня Долгорукая  уехала в Германию, где работала в Берлинe, в госпитале. Там Софья Алексеевна якобы вышла замуж за немецкого лётчика, которого сама выходила после тяжёлого ранения. Других сведений у авиаисториков о С.А. Долгорукой нет, a эта версия не подкреплена никакими фактами. В энциклопедии Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. 1916 г. написано: "Долгоруковы и Долгорукие - русский княжеский род, происходящий от Святого князя Михаила Всеволодовича Черниговского. Потомок его в седьмом колене, князь Иван Андреевич Оболенской, прозванный Долгоруким, был родоначальником князей Долгоруковых и Долгоруких. Из этого рода было шесть бояр, четыре окольничих, один фельдмаршал. Род князей Долгоруковых и Долгоруких разделился на три ветви, происходящие от окольничего князя Федора Федоровича (умер в 1664 г.) и бояр Юрия (умер в 1682 г.) и Димитрия (умер в 1674 г.) Алексеевичей. Он внесен в V часть родословной книги Владимирской, Московской, Подольской, Полтавской, С.-Петербургской, Симбирской, Тульской и Черниговской губ. (Гербовник I, 7)." В генеалогических исследованиях всегда была путаница с этими фамилиями, эта путаница происходит и до сих пор, причем все запутано так, что уже вряд ли возможно установить истину. Не обошел этот казус и наше краткое исследование: княгиня Софья Алексеевна  почти всегда в письменных источниках ХХ века носила фамилию Долгорукая, но в некоторых публикациях она называлась Долгорукова.  Надеямся, что генеалогия рано или поздно найдет истину в этом вопросе.

Перед стартом пробега на Приз ИмператораКнягиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана
Перед стартом пробега на Приз Императора, Царское Село, 16.06.1910
Княгиня Софья Алексеевна Долгорукая за штурвалом аэроплана, Франция, 1912

К этому "фамильному ребусу" можно добавить, что по данным "Автомобильного Справочника С.П.Б. 1913-14 гг." инженера А.М. Пашкевича (4-й выпуск), среди владельцев частных автомобилей числятся четыре представителя рода Долгоруких/Долгоруковых: - Княгиня Долгорукая С.А. (Галерная 73), героиня нашего очерка, на имя которой был зарегистрирован под номером 752 автомобиль "Делоне-Бельвиль" с кузовом ландоле налоговой мощностью 16 л.с. Но на фотографиях с Киевского пробега 1910 г. мы видим "Делоне-Бельвиль" с кузовом дубль-фаэтон. Вероятно, позже Софья Алексеевна приобрела другую машину той же марки. Это объясняет и замену регистрационного номера; - Князь Долгорукий С.А. (Галерная 77), имевший два автомобиля "Панар-Левассор" - с кузовом ландоле 18 л.с. под номером 1082 и с кузoвом лимузин 20 л.с. под номером 1083; - Княгиня Долгорукова С.М. (Захарьевская 20), за ней под номеpом 1948 записана машина "Руссо-Балт" с кузовом ландоле, 18 л.с.; - Князь Долгоруков М.М. (Песочная 16а), имевший под номером 324 лимузин "Фиат" 22 л.с.


Вы можете добавить "Галерную улицу" в "Мои источники".

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.