Трамвай в Санкт-Петербурге

Первый трамвай Санкт-Петербурга изобрел и показал в действии инженер Пироцкий Ф.А. Это произошло 22 августа 1880 года на углу Дегтярной и Болотной улиц. Пироцкий заставил двигаться вагон конки, оборудовав его электродвигателем и подав электричество через рельсы.


Вагон трамвая на остановке "Александровский сад" в день открытия трамвайного движения. 16 сентября 1907 г. Фото К. Буллы

Однако, появлению трамваев на улицах Петербурга мешали долгосрочные договора с владельцами конок, согласно которым земля всех центральных улиц сдавалась им в аренду.

Лишь в 1885 году появились «ледовые» трамваи, которые служили зимней переправой через Неву по льду. На них можно было доехать из центра на Васильевский остров, Выборгскую и Петроградскую стороны.


Натяжка проводов для трамвайного движения. 1907. Фото К. Буллы



Укрепление электропроводов для трамвайного движения на Невском проспекте. 1907 г. Фото К. Буллы

В 1902 году городские власти выкупили права на конку у частных владельцев. Началась работа лучших умов России над проектом городского трамвая. Проект был готов к 1904 году, а осенью 1905 года началось его осуществление. Согласно проекту, требовалось построить 195 верст трамвайных путей, количество вагонов достигало 800 единиц.


Перестройка Аничкова моста в связи с прокладкой трамвайных рельсов. 1907 г. Фото К. Буллы

Подготовка к выходу на линии новых вагонов английской фирмы "Бреш" в день открытия первого трамвайного маршрута. 16 сентября 1907 г. Фото К. Буллы

Американское электротехническое общество «Вестингауз» стало ген. подрядчиком проекта. 190 вагонов изготовили в Англии, 195 – на Мытищинском и Коломенском заводах. Путиловский завод переоборудовал вагоны конки в трамвайные вагоны.


Остановка трамвая у Большого проспекта Васильевского острова в день открытия трамвайного движения. 1907 г. Фото К. Буллы


Открытие трамвайного движения по маршруту №4. Освящение вагонов. 1907 г. Фото К. Буллы


Посадка в трамвай в первый день движения. 1907 г. Фото К. Буллы

Открытие петербургского трамвайного движения состоялось 29 сентября 1907 года.

Трамвай сразу же стал самым популярным видом городского транспорта. В 1908 году трамвай ежедневно перевозил 230 тыс. пассажиров на 9 маршрутах.


Трамвай у Балтийского вокзала. 1915 г.


Кондуктор и вагоновожатый на трамвайном кольце у Балтийского вокзала. 1908 г. Фото К. Буллы


Трамвай на Васильевском острове. 1907 г. Фото К. Буллы

Открытие охтинской трамвайной линии. 1925 г.

В 1911 году начинается строительство второй трамвайной очереди, но, в связи с войной, стройка была законсервирована в 1916 г. Военно-революционное время стало довольно трудным для трамвайного хозяйства. В это время, помимо перевозки пассажиров, на трамваях перевозили военные грузы, продовольствие, топливо и др.

После 1922 года началось восстановление трамвайных сетей, вагонов, открытие новых парков. Трамвайные пути прокладывались в жилых районах - Ржевке, Пороховых, Охте, на Васильевском острове. В 1928 году ежедневно на линию выходило 1000 вагонов, длина маршрутов составляла 274 км.

В 20-х 30-х годах трамвайное хозяйство Ленинграда бурно развивается - открываются новые парки, отечественные заводы налаживают серийный выпуск и ремонт трамваев, строятся новые трамвайные линии. Впервые в Советском Союзе, в 1933г. в Ленинграде, создается центральная диспетчерская для координации движения трамваев.

В 1940 году ежедневно на трамвае проезжали 3,5 млн. пассажиров, протяженность рельсов составляла 529 км.

Когда началась Великая Отечественная война, подвижной состав и оборудование активно использовались в военных целях - транспортировке боеприпасов, продовольствия, солдат. В некоторых парках начался выпуск снаряжения, запасных частей для танков, боеприпасов.

Трамвайное движение прекратилось 8 декабря 1941 года из-за отключения электроэнергии, часть вагонов осталась на улицах на всю зиму. Вновь работать трамваи начали 15 апреля 1942 года.

За время блокады трамвайный парк Ленинграда понес большие потери: разрушено 13% путей, 153 вагона уничтожены, 1065 вагонов повреждены и требовали ремонта. Восстановление парка завершилось к 1947 году.

В послевоенные годы, благодаря развитию троллейбусного и автобусного движений, началось освобождение центра города от трамваев. Трамвайные пути были убраны со Свердловской и Университетской набережных, Невского, Большого (ПС), Кировского, части Московского проспектов, улиц Плеханова, Каляева, Воинова, Желябова. Новые маршруты прокладывались, в основном, в новых густонаселенных районах. За время с 1950г по 1980г появилось более 20 новых маршрутов, проложено порядка 300 км трамвайных путей.

Развивалось и отечественное вагоностроение, постоянно появлялись новые модели вагонов, более удобные и бесшумные, внедрялись новые технологии укладки рельсов. Ленинградские инженеры, впервые в стране, создали трамвайные вагоны для технических нужд - рельсосварочные, путеизмерительные, рельсошлифовальные, вагоны-дозаторы, вагоны-лаборатории энергохозяйства и др.

Пика своего развития ленинградский трамвай достиг в 80-х годах. В 1990 году в городе насчитывалось 10 трамвайных парков, 2200 вагонов, длина трамвайного пути составляла 700км, перевезено пассажиров за год 950 млн. чел.

В 90-е годы прекратилось строительство новых трамвайных линий, однако, трамвайный парк Санкт-Петербурга остается одним из крупнейших в мире. Многие новаторские идеи, связанные с трамвайным делом, появлялись и внедрялись именно в Петербурге-Ленинграде.

Сейчас, согласно решению транспортного комитета Администрации Санкт-Петербурга, трамвайные пути совсем убирают из центральной части города, чтобы освободить место для автомобильного транспорта. Трамвай становится средством передвижения в спальных районах.


Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.