Барон Ралль и другие

Барон Ралль и другие

Красивое двухэтажное здание № 72 – предпоследнее на Английской набережной. Оно состоит под охраной как отличный образец эклектики, хотя первоначально было построено во второй половине 1730-х годов в стиле аннинского барокко

В петровское время участок принадлежал представителям старого дворянского рода Татищевых: c 1712 года подпоручику Савве Алексеевичу, затем его родственнику Ивану Юрьевичу и, наконец, морского флота поручику Василию Татищеву. В реестре 1732 года сказано, что у него «деревянное строение имеется, а каменных полат нет».

Поскольку это нарушало указ о каменном строении, то владение поручика в апреле следующего года было отдано юному кадету Шляхетского корпуса Андрею Семеновичу Гендрикову, племяннику Екатерины I, а после его смерти в 1748 году перешло к младшему брату – графу Ивану Семеновичу (1719 – 1778), который с семьей надолго поселился в двухэтажном барском особняке в 11 окон по фасаду. Фасад был украшен барочными наличниками, лопатками и балконом и завершен треугольным фронтоном.

Молодой Гендриков к этому времени уже повоевал с турками и имел чин генерал-майора. Человек прямодушный и благородный, он пользовался доверием императрицы Елизаветы Петровны и содействовал избранию малороссийским гетманом ее возлюбленного К. Г. Разумовского. Екатерина II назначила графа шефом элитного Кавалергардского полка. В 1764 году Гендриков вышел в отставку и «по причине умножившегося на нем великого долга» предпочел покинуть столицу и удалился в свое богатое харьковское имение, где и был похоронен.

В 1777 году, за год до смерти мужа, его жена графиня Екатерина Сергеевна (урожденная Бутурлина) за 10 тысяч рублей продала столичный особняк лифляндскому купцу Иоганну Ерландеру (Югандеру). Десять лет спустя наследники купца расстались с особняком, уступив его за вдвое меньшую цену Екатерине Даниловне Волковой. А в конце 1790 года его новым хозяином стал Александр Францевич Ралль (1756 – 1833), который прибыл из Германии и записался иностранным купцом 1-й гильдии. Он поступил в контору придворного банкира Р. Сутерланда, проживавшего по соседству, в доме № 66, и вскоре стал ее управляющим. После разорения и самоубийства патрона Ралль с компаньонами продолжил его дело и в 1800 году как придворный банкир получил титул барона.

В столице Ралль владел пятью домами (один находился неподалеку, на наб. р. Мойки, 108), двумя дачами на Каменном острове, пятью дачами на Петергофской дороге, загородным домом в Екатерингофе и несколькими имениями в губернии. На него работала суконная фабрика на Малой Охте и писчебумажная в Нарвской части. Свой городской особняк Ралль, очевидно, переделал в ампирном стиле. Фасад по первому этажу был рустован, по второму – оставлен гладким и украшен балконом. Центральный ризалит завершался треугольным фронтоном, окна оформляли прямоугольные сандрики.

Внешность Ралля была выразительной. По воспоминаниям его зятя Ф. Ф. Шуберта: «Красивый, высокий человек, всегда во фраке, коротких панталонах и шелковых чулках; его волосы были напудрены и заплетены сзади в короткую толстую косичку <...> барон Ралль обладал индивидуальностью и сразу привлекал внимание в любом обществе и обычно нравился».

В 1817 году из-за собственной небрежности барон обанкротился – «его раздражала необходимость скрупулезно следить за расчетами». К концу жизни финансовые дела совсем расстроились, всю недвижимость пришлось заложить, в том числе и дом на набережной, где часто устраивались камерные концерты. В этом же доме в 1824 – 1826 гг. снимал квартиру художник О. А. Кипренский, но большую часть времени он проводил в Шереметевском дворце на Фонтанке, где граф Д. Н. Шереметев предоставил мастерскую для написания своего портрета.

В 1853 году наследники Ралля продали семейный особняк за 70 тыс. руб. серебром жене титулярного советника Марии Моисеевне Рыжевой. При ней в доме продолжало действовать «пристанище для приезжающих», т. е. гостиница. В 1880 году у потомков Рыжевой дом купила Екатерина Федоровна Молво, жена богатого купца и предпринимателя. Она тотчас заказала проект полной перестройки молодому зодчему Альберту Николаевичу Бенуа, мастеру эклектики. Через год набережную украсил нарядный фасад, подражающий флорентийскому палаццо.

Первый этаж отделан квадровым, второй – дощатым рустом. По бельэтажу центральный ризалит обрамлен коринфскими пилястрами и отмечен оконным ионическим портиком и большим балконом. Над полуциркульными окнами размещены тондо с маскаронами львов. Выше тянется барельефный фриз из грифонов и растительного орнамента. Завершает фасад выносной орнаментированный карниз на консолях и невысокий аттик. Общее впечатление от архитектуры – несколько тяжеловесная элегантность.

Насколько оригинален главный фасад, настолько безлик выходящий во двор (Галерная ул., 75), который обрамлен жилыми трехэтажными флигелями (1866, арх. К. Я. Маевский).

В 1895 году особняк вновь сменил владельца – его за 245 тыс. руб. купил статский советник и председатель Тульского поземельного банка Александр Федорович Масловский, который распорядился переделать интерьеры. Его семья и потомки жили в особняке до 1919 года...

В доме после войны долго размещалось общежитие близлежащих «Адмиралтейских верфей», но сейчас он пустует и недоступен. Новому пользователю надлежит реставрировать уцелевшее убранство: мраморную лестницу, лепнину и декор потолков. Стоит дорожить каждой деталью старины.

Виктор АНТОНОВ

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

spbvedomosti.ru


Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.