После князей – купцы
20.09.2009, 13:23 ИсторияНа Английской набережной рядом с нарядно-пышным Дворцом бракосочетания стоит небольшой трехэтажный дом № 26 с массивным (ныне глухим) ордерным порталом, на котором расположен балкон. На балкон выходит дверь, оформленная пилястрами и треугольным фронтоном. Центральный ризалит в три оси тоже украшен коринфскими пилястрами и лопатками.
Фасад, сохранив отчасти первоначальную структуру, свой облик в стиле позднего классицизма приобрел в 1835 – 1836 гг., когда весь комплекс перестраивался по проекту талантливого архитектора А. И. Мельникова. Его самое известное творение в Петербурге – Никольская единоверческая церковь на ул. Марата, где ныне находится Музей Арктики и Антарктики.
Все восемнадцатое столетие – за вычетом десяти лет – участком владели князья Юсуповы, одна из самых знатных и богатых в России семей. Первым владельцем был верный сподвижник Петра Великого – Григорий Дмитриевич Юсупов (1676 – 1730), «лейб-гвардии Преображенского полка маэор» и член Военной коллегии, который «ведал свое ремесло, неустрашим на бранном поле». Участок он купил в 1714 году «у попа Гаврилы», когда на нем, вероятно, стояло деревянное или мазанковое строение. Каменный дом «для именитых», в 11 окон по фасаду, появился в 1730-х гг. после перехода участка к сыну Юсупова – будущему камергеру и сенатору Борису Григорьевичу (1696 – 1759), президенту Коммерц-коллегии и директору Сухопутного шляхетского корпуса. Вельможа с семьей предпочитал жить в своем обширном доме на Фонтанке.
Дом на Неве унаследовали вдова Ирина Михайловна и ее единственный сын – дипломат и камергер Николай Борисович (1751 – 1831), но он в конце концов переехал в построенный Дж. Кваренги обширный дворец на Садовой улице, где разместил свою богатую и ценную библиотеку и коллекцию картин, часть которой ныне хранится в Эрмитаже. На набережной он тоже жил мало, ибо долгие годы пребывал в Европе на дипломатической работе и только в 1790 году вернулся в Петербург. Кроме того, у Юсуповых имелся большой дом на Миллионной ул., 22.
В связи с переездом на Садовую 31 марта 1791 года была подписана купчая, по которой дом от князя переходил к нарвскому купцу Вильгельму Генриху Стралборну (Штральборну), который возглавлял торговую фирму «Стралборн и Вольф», вывозившую за границу русскую пеньку. Когда купец умер, дом унаследовала его супруга – Наталья Абрамовна и ее восемь детей, которые в 1820 году продали особняк Николаю Логиновичу Бетлингу (1773 – 1839), сыну богатого купца и банкира, чьи предки жили в Голландии. Он переехал в него из дома № 64 на набережной.
Скорее всего, при Юсупове дом был оформлен в стиле зрелого классицизма с порталом из четырех колонн и оконным портиком по центру. Очевидно, тот же стиль преобладал и в интерьерах.
При Бетлинге в особняке проживал князь Сергей Сергеевич Гагарин, директор императорских театров. По воспоминаниям его секретаря Н. П. Мундта, осенью 1829 года на прием к князю пришел молодой Н. В. Гоголь, желавший определиться в актеры. Однако будущий автор «Ревизора» после испытания «оказался неспособным не только к трагедиям, но даже к комедиям».
В 1835 году здание сменило хозяина – им стал богатый московский купец из старообрядцев Федор Иванович Челышев, поручивший перестройку Мельникову. Тот надстроил лицевой дом третьим этажом, переделал портал, украсил балкон трехчастным окном и заново оформил лестницу. Одновременно с главным домом на Галерной ул., 25, в стиле безордерного ампира был возведен новый корпус, надстроен существовавший и перестроены другие дворовые флигели. С той поры внешний классицистический облик комплекса почти не изменился.
В самом конце 1839 года на последнем этаже нового корпуса по Галерной прибывший из Москвы критик В. Г. Белинский снял «две плохо меблированные комнаты от жильцов какого-то сенатского протоколиста», но, прожив в них всего месяц, переехал на Петроградскую сторону.
Перестройка дома, по-видимому, стоила очень дорого, отчего Челышев в 1837 году заложил его Марии Ивановне Риттер, жене нарвского купца. Залог он погасить не сумел, и спустя два года здание окончательно перешло в собственность кредиторши. Семья Риттеров владела им в течение 80 лет, вплоть до революции. В 1868 году архитектор К. Т. Соловьев несколько расширил пристройками дворовый фасад. В доме в эти годы проживали около 70 человек.
Сын Риттеров – предприниматель Вильгельм (Василий, 1820 – 1887), в 1864 году купил за Нарвской заставой разорившийся машиностроительный завод, перепродав его два года спустя Путилову. Тот превратил завод в огромное процветающее предприятие, которое носило его имя и работает до сих пор уже как Кировский завод.
Накануне 1917 года дом принадлежал потомственной почетной гражданке Марии Васильевне Реш, которая со своей матерью Камиллой Вильгельмовной занимала корпус по Галерной, а дом на набережной сдавала.
После революции участь старого особняка была печально-типичной – его приспособили под коммунальные квартиры. Сейчас в доме идут ремонтные работы.
Виктор АНТОНОВ
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Источник: С.-Петербургские ведомости
Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости. |
||
Комментарии (0)
добавить комментарийДобавить комментарий
показать все комментарииПосетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.