В метро — как на зону

Чем упорнее чиновники опровергают слухи о введении позоновой оплаты в петербургской подземке, тем тверже становится уверенность, что уже с 2013 года пассажиры станут платить за проезд по-иному. Вопрос, кому от этого будет лучше, остается риторическим, сообщает Росбалт.
Разговоры о том, что петербургский метрополитен вот-вот разделят на зоны, идут уже не первый год. В мае 2010-го этот вопрос дошел до официального уровня и обсуждался на специальном заседании ЗакСа, на котором присутствовал и корреспондент «Росбалта». Тогда главной «фишкой» был доклад представителей ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен» о введении дифференцированной оплаты проезда на метро. Проект оказался полной неожиданностью даже для специалистов.
Напомним, городскую подземку планируется разделить на три зоны, границы которых будут представлять собой концентрические кольца, расположенные на разном удалении от центральной, самой нагруженной части метрополитена. Протяженность поездки в пределах одной зоны должна составлять около 3,8 км. Планируется внедрение системы оплаты с помощью смарт-карты, на которую пассажир сможет зачислять средства в любом объеме по принципу «электронного кошелька». Возможен вариант с двойной, «закрытой» системой оплаты, когда свой электронный кошелек можно пополнить и на входе, и на выходе, если «переберешь» с поездками или, наоборот, проедешь меньше, чем планировалось.
По мнению идеологов проекта, плата за проезд через все три зоны должна несколько повыситься, а в пределах первой и второй зон – понизиться, но только при соблюдении пассажиром ряда условий.
Самой дорогой будет первая зона: ее выделение, по словам представителей метрополитена, вызвано необходимостью через более высокий тариф отрегулировать потоки в наиболее сложных и напряженных участках переходов. На эту же зону не распространяются вновь предложенные скидки — например, выходного дня или «непикового» времени.
По мнению директора по экономике ГУП «Петербургский метрополитен» Ирины Воробьевой, изменение схемы работы подземки вызвано исключительно заботой о пассажирах и очередной оптимизацией системы работы метро.
«Спрос на метро превышает предложение, особенно на определенных перегонах. Мы же хотим поднять качество обслуживания пассажиров, и вместе с тем создать такую информационную систему, которая позволит дифференцировать затраты как перевозчика, так и пассажира, — сказала Воробьева. — Поэтому мы считаем оптимальным принцип дифференциации стоимости проезда по принципу зонной концентрической системы. Эта система учитывает дальность поездки (то есть собственно количество проезжаемых зон), частоту поездок в метрополитене конкретным пассажиром, а также возможности применения смарт-технологий, то есть пресловутый «электронный кошелек».
Метрополитен заинтересован, чтобы пассажир как можно скорее проезжал свой участок и покидал транспорт. Однако перспектива носиться по подземке, как загнанная лошадь, чтобы окупить свой билет, вроде бы остановила раж экспериментаторов, и приоритетной была названа так называемая пространственная система.
Похоже, тогда уверенность в своей позиции излучали только представители метрополитена и коллеги из транспортного ведомства. У всех остальных проект вызвал больше вопросов, нежели удовлетворения. Так, представитель ФАС Ольга Козлова задумчиво сказала, что в Москве проблем с транспортом и метро не меньше, но от позоновой системы они отказались. И почему «полигоном» оказался Петербург? «Нужна экономическая оценка эффективности. Кроме того, нужна альтернатива, которой у нас нет. У нас метро — главный вид транспорта, и очевидно, что никакой надземный транспорт конкуренцию ему не составит. Это вам не Германия, где тот, кому не нравится метро, может выбрать иной способ не менее быстрого и комфортного перемещения», — отметила Козлова.
Представитель Федерации профсоюзов Людмила Рябкина сказала еще проще: «Я усматриваю в предложенной системе сложности для граждан. Просто метрополитен таким образом ищет дополнительные средства для себя».
Руководитель профильной транспортной комиссии Заксобрания, депутат Игорь Риммер обещал получить доказательства необходимости и обоснованности проекта.
Прошел год. На официальном сайте ГУП «Петербургский метрополитен» появилась информация о конкурсе на выполнение работ по модернизации оборудования АСКОПМ входных зон вестибюлей станций метрополитена. Работы должны быть закончены до конца 2011 года. Естественно, что петербуржцы заподозрили неладное и начали задавать вопросы. Однако чиновники по-прежнему держат глухую оборону.
Как сообщил «Росбалту» сотрудник пресс-службы Комитета по транспорту Дмитрий Игнатьев, замена оборудования на турникетах еще ничего не означает. «То, что метрополитен объявил конкурс на замену электроники, еще не означает введение дифференцированной зонной оплаты проезда, — подчеркнул Игнатьев. — Они просто обновляют свои технические возможности, чтобы потом их 10 раз не менять. Это только разговоры — вспомните, как было со слухами о введении платы за проезд в центр города. Вопросы ведения зональной оплаты обсуждаются, но пока никаких документов и конкретных решений на этот счет нет».
Между тем, когда решение «спустят» — будет поздно. «Именно закрытость информации вызывает сомнения, — отметил в интервью «Росбалту» Игорь Риммер. — Беспокоит не сама система дифференцированной оплаты поездок в метрополитене, а келейность принятия решений чиновниками, отсутствие информации и некая «барскость» поведения при принятии таких важных решений. Тут как с Никитой Михалковым: дело не в том, что он делает, а как он это преподносит». По мнению Риммера, логика в зональной оплате поездок есть, так делается во многих странах мира, и по идее такая система действительно должна быть выгодна пассажирам: тот, кто больше ездит, должен больше платить, и наоборот. Но она будет логична и выгодна, если сделана будет по уму, а не как всегда.
«Как правило, в большинстве наших решений логика почти всегда есть, а вот исполнение кондово и неразумно. Кто мешает уже сейчас дать тем же бабушкам возможность просчитать свои маршруты и выяснить, какие поездки в какие часы будут выгоднее для них, а не носиться в час пик вместе с сатанеющими работающими гражданами по переходам «Спасской»? — считает Риммер. — И они бы это сделали, если бы были информированы. Я предлагал Владимиру Гарюгину, с которым у меня хорошие отношения: процесс должен быть открытый, должна быть дискуссия! Они должны объяснить экономические и потребительские обоснования. Но этого нет. Мне как представителю профильной комиссии не нравится, что нас не спрашивают, а ставят перед фактом. Ну сделайте хотя бы как в анекдоте: а поцеловать?...».
Объективности ради следует признать, что наученные горьким опытом той самой использованной, но недолюбленной коровы из анекдота, о которой говорит депутат Риммер, граждане действительно в штыки воспринимают любую, возможно, даже самую позитивную инициативу чиновников.
«Это еще один налог на предпринимателей и крупный бизнес. Можно назвать его транспортным налогом. Вместо того, чтобы разгрузить город от пробок— эта шайка преступников делает невыгодными дальние поездки....», «Хуже всего то, что даже если и купить правильные билетики, то на выходе его все равно придется «сувать» в турникет, чтобы пройти. А наше метро и так пропускной способностью не блещет...», «Чтобы посмотреть, что будет твориться на выходах из метро, достаточно посмотреть на ст. метро «Удельная». Там даже во внепиковое время у турникетов собирается немалая толпа. С матом, визгами и верещанием... В Лондоне, где введена зонная оплата метро, вся центральная часть города относится к зоне 1, и весь Питер легко уместится внутри этой зоны. Так-то», — пишут на различных петербургских интернет-форумах горожане.
«Я как декан факультета социальной психологии вам говорю: проблемы от того, что власти не умеют доказать правильность принятия своего решения, — возмущается вездесущий Игорь Риммер. — Да, все возмущены: за парковку, за рыбалку, теперь еще за зональность надо платить. Но надо понимать, чтобы бывают вещи, которые делать иногда просто нужно. Неприятно, но нужно. Как, например, сходить к стоматологу».
Однако пока идеологи, исполнители проекта и чиновники упорно молчат. Молчат, как молчали и год назад, охраняя, как священную корову, даже приблизительную стоимость проезда «в новой жизни» хотя бы через одну зону.
«Тарифы будут рассчитываться с учетом внешних факторов, которые будут в 2012 году», — твердила, как заклинание, Ирина Воробьева.
Взбудораженный вновь разгоревшейся дискуссией «транспортный» депутат Риммер пообещал, что как парламентарий немедленно позвонит Гарюгину и потребует, чтобы «поцеловали».
Марина Бойцова


Подписывайтесь на «Galernayas.Ru» в Яндекс.Новостях и Google Новости.
Мы сообщаем главное и находим для вас интересное.

Яндекс.Новостях
Google News

Комментарии (0)

добавить комментарий

Добавить комментарий

показать все комментарии
Информация

Посетители, находящиеся в группе гость, не могут оставлять комментарии к данной публикации.